☰☰☰☰☰☰Вопрос, оставшийся в шляпе № 1.☰☰☰☰☰☰ «Существует ли жизнь после смерти?» Жизнь, да. Человеческая жизнь, да. Этого конкретного человека – не знаю, у меня тут большие сомнения. Я еще пока там не был :), и мне о ней никто не рассказывал. Хотя, индусы преспокойно просуществовали свыше трех с половиной тысяч лет с твердым убеждением сансары (коловращение смерте-рождений) и продолжают жить спокойно ныне. Для меня в этом вопросе имеется иной (фундаментальный!) смысл, который, к сожалению, редко замечается тем, кто этот вопрос задает. Если человек (отдельный индивид) умирает, то смерть должна быть укоренена в саму жизнь. – В конечном результате не может быть того, чего абсолютно не было в процессе. – Человек смертен, пока жив, когда он умирает – он «бессмертен». Вспомним веселое изречение Эпикура: «Не надо бояться смерти, когда она придет, нас уже не будет». Смерть нас хронически не застает... Но бессмертие располагается также и до рождения. Т.е. рождение делает человека смертным, до этого «он» тоже «бессмертен». Эта восточная мысль в свое время сильно потрясла Льва Николаевича Толстого. «Чтобы не умереть, нужно не родиться!». Принципиально и навсегда покинуть сансару индусов. В чем, собственно, заключается сотериологическая стратегема всех индийских духовных практик, всех традиционных философских школ Индии. И так, конкретность, отдельность человеческого индивида делает его смертным. Смерть стоит не в конце жизни, а имманентно присутствует в любой жизненный миг человека. Вспомните «дурацкую» для обывательской логики Берлиоза формулировку Воланда («Мастер и Маргарита» Булгакова): «Ладно, что человек смертен, беда в том, что он внезапно смертен». Ходячие выражения: «Я стал другим»; «А ты изменился», несмотря на свою невинность, несут в себе смертельную компоненту. Жизнь отдельного человека содержит в себе множество «микро-смертей». Человек, вырастая, перестает быть ребенком и становится взрослым, т.е. «не я умер в детстве, а детство умерло во мне»… и стало вечной памятью о «детстве». Почему в кавычках? Потому, что взрослый человек помнит детство не то и не так, как оно конкретно-чувственно протекало и существовало. Куда-то подевались ваши «друзья юности» и подростковые увлечения. И т.д. и тому подобное. Любое серьезное изменение есть «смерте-рождение». Иначе бы человек напоминал капусту, или лук, о котором остроумно рассуждал герой одноименного мультфильма «Шрек». Да что там, обычное дыхание смертельно: вдох-выдох неразрывны, плюс это не механика или физика, а сложный органический процесс. Человек обречен на непрерывное изменение, чтобы оставаться самим собой. Смерть настигает человеческого индивида именно потому, что он не способен далее изменяться, или, по-другому, изменения настолько потрясающие, что он умирает, не перенеся их. Проблемы же душевного бессмертия я намеренно не буду касаться. А категории «духа» тем более. Остановимся пока на одном фундаментальном положении философии: смерть коренится в жизни, без жизни смерти не существует. ________________________________________________________________________ *Вопросы В.Ю.Юринову были заданы на фестивале "Казань философская" 17 ноября 2016 г. на площадке резиденции креативных индустрий "ШТАБ" #Казань #КФУ #ВопросФилософу #Юринов #смерть #жизнь

Теги других блогов: смерть жизнь бессмертие